.........    ВсеЯСветная Грамота
Пчела. Савватей.

Новости
Обновления сайта [122]
Разные сообщения [16]

Поиск по сайту

Рассказать Людям

Подписка

Наш опрос
Знаете ли Вы, что Азбука Руси имеет 147 Буков? Почему?
Всего ответов: 2094

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив Новостей

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 00:56

 ПЧЕлА
Пчела повсеместно воспринимается как «чистая», Божья тварь и есть одним из наиболее почитаемых существ. Распространенные в традиционной культуре определения пчелы – «Божья у-год-ни-ца» (сопоставьте: уница, юница), «Богова», «святая» и т.д. Чаще всего народное восприятие пчелы как священного существа сводится к объяснению в христианской огласовке: она доставляет воск на свечи, «воск употребляется в богослужении, как вещь особенно чистая и приятная Божеству»; без пчелы, по убеждению народа, «не могла бы совершиться обедня(объединение). На Русском Севере и в Белоруссии на Пасху в ульи клали кусочек воска от освященной пасхальной свечи.. Поверьями о ДушЕвности в облике пчелы, распространенными у русских.
Представление о божественности пчелы нашло отображение в ряде поверий, в которых через "отрицательное" отношение пчелы к тем или иным качествам человека манифестируются нормы поведения, принятые в традиции. Так, в народе верили, что пчела жалит только sгрешника. В одной из обнаруженных в конце XIX века в Казанской губернии рукописных книг, которые обычно передавались от одного пчеловода к другому, отмечены следующие категории людей и явления, которые «пчела ненавидит»: «Ненавижу sвоеводу раsпаливого, мужа sленивого, жену sонливу, от враsа sлукавого девицу, язык sтрамноглаголив, душу sгубляя». С божественной природой пчел связано также представление о том, что в улей с пчелами не бьет гром.
По народным представлениям, пчелы своим происхождением обязаны Богу. В поверьях жизнь на земле ставится в зависимость от существования пчел. В этиологических легендах о пчелах нередко звучит мотив соперничества Бога и дьявола. Севернорусская легенда повествует о том, что дьявол, желая сотворить таких же пчел, каких создал Бог, сделал земляных пчел – шмелей, мед которых ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
Несмотря на разнообразие, все варианты обозначения начальной локальной закрепленности пчел свидетельствуют об однозначном восприятии в народном сознании их появления из «небесного» мiра. В этом же смысле показательно, что в раннехристианском искусстве пчела символизировала, безъсмертие. Поверья о том, что если у кого ведутся пчелы, то это знак особенной милости Божьей к человеку. По мнению народа, убить пчелу – sгрех, а воровство пчелиных ульев-колодок равно sвятоsтатству.
В день, когда церковь вспоминает о зачатии св. Анной Богородицы: «от сего дня начали прибывать не собою, но от самого Бога Савваофа (Савватей), Отца и Сына и Святого Духа и Пречистыя Богородицы и всех святых». В традиционной культуре очень ярко выражена женская символика пчелы. В русской жатвенной песне, например, пчела – является символом девушки:
Как летала ярая пчелка Да по чистому полю <…> Ой, искала ярая пчелка медовое судёнце <…> Ой, гуляла красна девка Да по чистому полю <…> Ой, искала красная девка Себе родного батьку.
В мифопоэтических представлениях образ пчелы связывается с женским началом, основным признаком которого является, Роевость, Материнство. Вместе с тем пчеле приписываются также признаки невинности и чистоты, связанные с идеей непорочного зачатия и сближающие в этом плане с образами св. Анны и Богородицы. Тема непорочного зачатия пчелы прослеживается в загадке: « «Безъ отца» рождена, безъ матери жить не может». Народное представление о чистоте пчелы охватывает широкий спектр значений. Поэтому широко распространено мнение, что пчелы лучше ведутся у стариков: «тем sгрешить неколи, сидят да Богу молятся, а пчела – Божья, она это любит».
Мотив близости к Богу и созидательное начало отражаются в использовании в загадках образов «черники» (старой девы по своей воле) и старухи, статус которых также отмечен признаками непорочности и чистоты: «В тесной избушке ткут холсты старушки» и «сидят черники в темной темничке, вяжут вязеночки, без иглы, без ниточки». Работа пчелы в народных представлениях идеализировалась. В загадках эта особенность раскрывается разными способами. Это, например, мотив необычности ее труда: «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлей, ни узлом»; в ином тексте вязание происходит «без иглы, без ниточки». Чистота –ЧИстОтА, имеется ввиду Божья, БиоЛогика, ЧелоВЭкНость, Благодать, Богородичность и др.
Оликотворение признаков чистоты и материнства, связь с Богом, а также другие качества пчелы, касающиеся особенностей ее работы, особенно ярко представлены в жанре загадки. Особый – исключительный – характер женского начала в образе пчелы подчеркивается отличием полной реализации всех жизненных женских задач и работ.. В народе пчела наделена особым умом. Так, в связи с вопросом о сроках выпускания пчел после зимовки один из костромских пчеловодов отметил: «Когда пчелы запросятся, потому пчела животная умная – сама знает, когда ей на волю пора. Человеку у ней поучиться можно, не тошто – што!» Пчёл называли «Божья мудрость».
Приписываемые образу пчелы в традиционной культуре признаки идеальности и обладания исключительным знанием, несомненно, соотносятся с издавна подмеченной высокой степенью «организованности» пчел – т.е. БиоЛогичность. Очевидно, что приношение пчелами меда символизирует сближение «вьюнца» с его «обручной». Показательно в этом плане традиционное название первого месяца супружества – «МедОвый месяц». У белорусов сон молодой женщины о пчелином укусе предвещает ей беременность. Постоянный в фольклорных текстах эпитет пчел – «ярые» – является словом с тем же корнем, что и имя славянского божества весеннего плодородия Ярылы.
Ярыло – Я Рои Ло
В веснянках, пчела приносит из-за моря ключи для отмыкания весны. Отмеченные представления о пчеле – непорочность, созидательность, мудрость, идеальность и, следовательно, божественность, а также ее посредничество – обусловливают соответствующие характеристики и символическое значение – воска и мёда. Отсюда, также широкое применение их в обрядовой сфере. Летит зверёк через Божий домок (Свеча), Сам с собой говорит: Тут моя сила лежит. Пчёлки гудят, в поле летят, с поля летят, медок несут. Воск, например, нередко выполнял функцию посредника в практике гаданий. Во время Святок растопленный воск выливали в воду и по застывшему изображению судили о будущем.
Большое значение в обрядовой практике принадлежит и меду. Его употребляли в чистом виде, а также в составе ритуальных блюд и напитков. Первым блюдом в свадебных застольях считались блины с дыркой посередине, куда наливали мед. Последним блюдом поминального стола являлась медовая сыта – разбавленный водой мед. В свете рассмотренных представлений о пчеле и меде закономерно закрепление за последними символики богатства и благополучия. Так, «в старину невесте, отправляющейся в церковь, клали в карман денег, кусок хлеба и сот. Чтобы богато и сладко жилось» Что же касается создательницы меда, то можно вспомнить поверье о том, что пчелиный рой, залетевший в чужой двор, сулит хозяину этого дома счастье.
Покровителем пчёл ВоДЯнОй. Повсеместно известен обычай ставить пасеку у реки. В ночь на Преображение Господне некоторые пчеловоды приносили водяному жертву – бросали в пруд или болото свежий мед и воск, понемногу из каждого улья, топили в мешке первый рой или свой лучший улей. В награду, согласно поверьям, водяной оберегал пчел. Водяного как покровитель пчёл, так же и Святой Зосима. Дни памяти (30 апреля и 10 октября).
Поскольку пчёлы, согласно поверьям, ниспосланы человеку Богом, то лучшим способом их приобретения считался самостоятельный прилет роя к хозяину, случайная его находка или получение в дар, особенно от незнакомого человека. В народе верили, что пчелы не любят скупых и ведутся только у щедрых людей. Существовал также запрет продавать пчел: крестьяне твердо верили, что пчел можно только дарить. Похищение их считалась особо тяжким sгрехом. Так и невесту. По представлениям белорусов, пчелы сближают пасечников, причем это сближение имеет характер духовного родства.
Другие поговорки:
"Что у пчелы в соту - то Савватей дал! "На что хитра гад-змея подколодная, а пчелка, Божья пташка, и ее перемудрит!". "От пчелы что-либо на земле, под землей не укроется: все она слышит, все-то видит, обо всем Богу говорит!". "Родилась пчела - всю науку поняла!" «Одной пчеле Бог сроду науку открыл». "Человек от пчелы всякой премудрости научается!". "Мала пчела, а человека большому уму-разуму научит!"
На Православных иконах обыкновенно изображают ульи-колоды, и цветущие Липы, на которых Роятся пчёлы. Из Липы изготовляют иконные доски. Липа является СЛадкой древесиной.
Сааватей Веселитель, Зосим пчеловод.
ООВГ - ΣΔΜΑ